четверг, 1 июля 2010 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРНЕТ МАГАЗИНА

Добрый день! Уважаемые читатели!

В данной статье я бы хотел представить часть приобретенных знаний полученных в процессе создания собственного интернет магазина. Не исключено, что многое будет Вам известно, еще больше вам будет понятно и принято как истина, но я не исключаю так же возможности быть Вам полезным, предоставив свой опыт на пристальное изучение. К тому же, если Ваше мнение совпадает с моим, то это отличный признак того, что бы лишний раз убедиться в своей правильности, не так ли?
Приступая к работе, прежде чем думать о глобальной задаче, я разбираюсь с мелочами. Постараюсь сейчас поступить таким же образом и разобраться с азами построения интернет магазина. Думаю правильным началом станет определение что такое "интернет-магазин" (далее по тексту ИМ). ИМ - это программа в интернет среде с базой данных товаров и услуг, имеющая функциональность, в состав которой входят следующие процессы:
  • каталог товаров (описание, фотография, цена, прочие характеристики)
  • приемка заказа клиента (форма для заказа товара из каталога товаров)
  • аттестация заказа (приемка заказа менеджером магазина, проверка, одобрение и информирование клиента о сроках поставки и статусе заказа)
  • биллинговая система (форма оплаты заказа - наличные, электронные платежи)
  • приемка резерва от клиента (дополнительная услуга)
  • и т.п. (вы спокойно можете добавить свои дополнительные функциональности для создания эксклюзивного сайта).
Если же возникает, что какой-то из пунктов мне не понятен, я начинаю копать глубже и разбираться досконально в концепции всего процесса построения интернет магазина. Ведь самое главное понять как это работает внутри, поскольку сам сайт - это техническое исполнение и всего лишь стоит определенной суммы ваших денег, а то как он будет работать и какие услуги предлагать клиенту – от этого зависит Ваша будущая прибыль.
Разобравшись с определением интернет магазина, необходимо на таком же уровне разобраться с главной причиной открытия магазина - что будет предлагать Ваш магазин? А для этого прежде всего надо классифицировать виды ведения торговли. Торговля - это процесс обмена товаров или услуг, по сути, на другие товары или услуги (в данном случае деньги я тоже отношу к товару, поскольку они принимают участие в процессе обмена товарами). Есть серьезное разделение торговли на оптовую и розничную. Следовательно, это нужно учитывать при разработке собственного интернет магазина. Поскольку Ваш автор не занимался серьезно оптовой торговлей, а так же предоставлением услуг, то этих тем мы касаться не будем в рамках данной статьи. Далее последует описание розничной торговли товарами.
Розничная торговля (далее розница) является конечной на пути реализации товара от производителя к потребителю. Розница является сложным процессом с использованием многих механизмов, которые должны обеспечить:
  • закупку товара
  • складирование товара
  • рекламирование товара или магазина
  • продажу товара
  • приемку возврата товара
  • бухгалтерский учет деятельности магазина
Таким образом перед нами встает целый ряд вопросов, которые мы должны изучить. и разобраться с подпроцессами в рамках каждого процесса, до тех пор, пока все не уложиться в нашей голове и не появиться своего рода бизнес-план.
Процессы которые перечислены выше являются базовыми, без них торговли не будет. Но этот список можно дополнить процессами, которые придадут Вам и Вашему магазину уникальность и соответственно будут способствовать большей посещаемости.
Мы с Вами рассмотрели два важных момента на пути создания своего магазина. Далее, мы переходим к третьему пункту наших размышлений. Мы с вами уже знаем как будет работать наш интернет магазин (концепция самого сайта), мы с вами знаем какие процессы будут выполняться в компании Вашими сотрудниками (внутренний распорядок компании). Теперь мы должны досконально изучить наш товар, который мы будем предлагать клиенту. Конечно, я уверен, что Вы уже посчитали рентабельность своего будущего магазина прежде чем размышлять об открытии. Вы оценили услуги и цены нескольких поставщиков, чтобы иметь представлении о том какая наценка будет у Вас, а так же сравнили ее с наценкой в других магазинах! Если нет, то обязательно сделайте эту работу, прежде чем идти дальше!
В наше время придумать что то уникальное весьма сложно, но еще сложнее предложить что либо новое потребителю. Начиная новое дело, стоит в обязательном порядке посмотреть, как работают другие. Каким образом работают конкуренты. Особым случаем нужно обращать внимание на то, чего у них нет! Например, успешный магазин в Вашем городе и нет интернет магазина. Не логично - согласитесь? А ведь причиной тому может быть отсутствие популярности интернет магазинов для данного вида товара Вашем городе. А возможно, что Ваш город не такой большой и в нем совсем не нужны интернет магазины, да и интернет сайты. Нужно изучить количество активных пользователей интернета в Вашем городе, средний возраст пользователей, средняя статистика по интернет-магазинам в вашем городе и от этих цифр отталкиваться при открытии интернет магазина.
Вы должны изучить способы рекламы Вашей продукции. Бывает такое, что реклама совсем не нужна и за непродолжительное время сарафанное радио дает свои результаты, а тем самым экономит десятки тысяч рублей. Важным является статистика посещаемости интернет сайтов ваших конкурентов, оценка востребованности товара в вашем городе и регионе в целом! Эта информация должна помочь Вам оценить, как часто будут покупать Ваш товар, как часто будут возвращаться Ваши старые клиенты.
Обратите внимание на доставку. Предлагают ли Ваши конкуренты доставку товаров в Вашем городе? Какие расценки на услугу? В случае платной доставки у Ваших конкурентов, почему бы не сделать у себя дешевле или вообще отказаться от платных услуг и выполнять доставку бесплатно всегда или скажем в определенные дни недели или даже часы? Но конечно я не призываю заниматься благотворительностью. В торговле надо торговать, значит зарабатывать на всем. Но есть еще конкуренция, которая приводит к удешевлению товаров, услуг и повышению качества. Если у Вас нет конкурентов, смело занимайте нишу и начинайте работать и ждите, вскоре к Вам присоединятся! Будьте готовы встретить конкурентов.
Итак, мы с Вами рассмотрели следующие стороны организации интернет магазина:
  • концепция работы сайта
  • процессы внутри компании
  • расчет рентабельности и изучение поставщиков (предварительно и поверхностно)
  • расчет востребованности именно нашего товара с учетом конкурентов
  • оценка сайтов конкурентов и их услуг предоставляемых в интернет среде
  • изучение правил продажи товара в нашем городе, регионе
  • изучение способов рекламирования товара (и вообще осознание необходимости рекламы как таковой)
Я считаю данные пункты основными этапами определения необходимости создания интернет магазина. Если Вы подробно изучите все пункты и проанализируете Ваш рынок сбыта товара, Вы сможете задать себе множество личных вопросов, которые будут дополнять мои, представленные в данной статье. И этот процесс стоит продолжать пока у Вас не появится уверенность. Уверенность в необходимости открытия интернет магазина, либо в том - что открытие интернет магазина не принесет Вам ничего кроме денежных затрат и затрат времени. Открытие магазина - это процесс технический и мало относящийся к процессу творческому. А магазин должен быть творением ума, любви и опыта. Но это мое мнение и я его ни в коем случае не навязываю. Это одна из особенностей, которая придает уникальность моим проектам.
Ниже, в качестве эпилога, я постараюсь немного поразмышлять об интернет торговле в свободной форме и начать хотелось бы с анализа будущей востребованности сайта.
К сожалению, а может быть и к счастью, в нашей стране интернет торговля не так популярна как скажем на западе или в Америке. А что такое торговля? Я считаю это процесс обмена чего-то на что-то при условии возникновения доверия. Следовательно, сделка может состояться, если у продавца есть нужный нам товар, у покупателя есть необходимый товар для обмена, а так же между клиентом и продавцом состоялось знакомство, вызвавшее доверительное отношение между друг другом (важнее конечно, чтобы у клиента было доверие к продавцу, обратным отношением можно пренебречь).
Интернет торговля для нашего населения после 90-х годов явление чуждое и неизведанное. Больше половины населения средний возраст за 30 лет, т.е. большая часть населения родились и жили в СССР, когда принято было товар прежде чем купить обязательно потрогать, а в некоторых случаях - понюхать (данными словами я не пытаюсь обидеть кого-либо, я сам из СССР и весьма ностальгирую по тому времени).
С приходом товаров с запада, в нашей стране 20 лет назад пришла и реклама, и западные методы "продаж". Народ не был готов к тому, что его будут всячески пытаться обмануть и надуть (кремлевские таблетки, магазин на диване и т.п.). Это вызвало у сознательной аудитории волну недоверия. Я считаю - эта волна не скоро пройдет, а если быть честным - то не пройдет до тех пор, пока на смену нынешнему поколению людей не придет подрастающее, которое, как мне кажется, является самым активным пользователем интернет ресурсов и конечно интернет магазинов - но пока безденежные.
Следовательно, оперируя такими знаниями, не стоит рваться открывать интернет магазины скажем в провинциальных городах, где молодежь составляет наименьшую часть от общего числа населения. В таких городах стоит открывать обычные магазины (это мое мнение).
Ну хорошо, скажете Вы. Ну а что с крупными городами. Вот здесь то самый спрос!!!! Скажете Вы и будете правы. Но и тут есть подводные камни. Нигде раньше я не писал про раскрутку сайта. И сейчас стоит о ней упомянуть, в таких крупных городах как Москва, Санкт-Петербург нам безусловно придется столкнуться с этой проблемой. Сразу даю Вам совет, если Вы открываете магазин не очень большой, скажем с оборотом меньше 1 000 000 рублей - раскруткой должны заниматься только Вы сами, лично (исключение конечно, если Вы с компьютером не очень хорошо дружите, но тогда может стоит задуматься в целом - зачем Вам интернет магазин?). Вы должны досконально изучить этот процесс. Придумать схемы и технику раскрутки. Это Вам сэкономит многие десятки тысяч рублей - поверьте на слово. Да и сложного по сути ничего нет в этом, просто сухая монотонная работа. Когда Вы полностью отработаете процесс раскрутки и увидите положительные результаты, можно приглашать со стороны сотрудника для передачи ему дел. Проблема в том, что процесс раскрутки не похож на "сделал дело гуляй смело" - раскруткой надо заниматься постоянно. А у Вас, если дело пойдет в гору, будет множество других интересных и важных дел, чем заниматься раскруткой.
Мы с Вами сталкиваемся с проблемой повышенной затратности организации магазинов в крупных городах. Первым пунктом идет раскрутка интернет сайта. Только попав на первые страницы всех поисковиков мы гарантируем стабильность заходов на наш сайт. Стабильность же покупок будет гарантировать юзабилити нашего сайта (удобство движка сайта, скорость загрузки, читабельность текста, грамотность составленного копирайта, дизайн и т.д.) - это сильно поднимает в цене работы по созданию сайта.
На покупки будут влиять конечно цена на товары. В крупных городах как правило в интернете представлены максимально дешевые цены, которые можно получить только закупая товар на крупные суммы. Следовательно, скорее всего, открытие мелкого интернет магазина - идея изначально провальная. Речь уже идет об наличии товара на 3-5 миллионов рублей в минимальном запасе. Иначе Вы не сможете держать низкие цены и постоянный высокий оборот продаж. Оборот будет расти с ростом ассортимента в данном случае.
Важным критерием роста продаж будет являться и услуги, сопровождающие сам процесс продаж, например:
  • система скидок
  • услуги доставки (цена, время)
  • персональный менеджер для клиента
  • подарки
  • поздравления с днем рождения
  • персональные карты
  • и т.п.
Нужно изучать конкурентов и не быть хуже них. Единственное, на что хочу обратить внимание, не стоит делать услуги дешевле чем у конкурентов. Скорее всего у них расценки уже достигли пределы, ниже которых не стоит опускаться.
На этом я бы хотел завершить свою статью. Она представляет собой рассуждения и мои размышления на тему организации интернет магазинов. Стоит или не стоит открывать магазин - Вы сможете понять, проанализировав свой случай, аналогично моим размышлениям в статье и я Вас уверяю - Вы примете ПРАВИЛЬНОЕ решение!
P.S.: Всем желающим принять дискуссию или участие в редактировании статьи - буду рад!

3 комментария:

  1. Спасибо стать понравилась. как раз собираюсь открывать интернет магазин. надеюсь все получится :)

    ОтветитьУдалить
  2. Желаю удачи и упорства разумеется! Если что, обращайтесь.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за статью. Правда прошло уже много времени с момента её публикования, но актуальность сохранилась. У меня два вопроса. Первый - по поводу раскрутки. Какие методы (белые) раскрутки Вы используете? Или посоветуете. И второй. По поводу поставщиков. Как считаете, стоит ли "замарачиваться" и искать поставщиков из-за рубежа (на таких сайтах как "алибаба.ком") или все же работать с крупными игроками в России?

    ОтветитьУдалить